Глава I

Родина моя в Вологде. Город, расположенный на плоской местности, разделяется на две половины течением реки Вологды, которая судоходна, шириною около 25 сажень, берега же ее низменны. Речка Золотуха, впадающая в нее, по ее течению с правой стороны, разделяет часть города пополам; самый же город разделен на три квартала: первый квартал в приходе Иоанна Богослова, второй - в приходе Св. Николы, на площади, и третий - за рекою, в приходе Священномученика Антипы.

Ниже города в р. Вологду впадает речка Шограшь, которая отличается тем, что вода в ней особенно чиста и легка. При впадении Шограши в Вологду раскинуто большое село Турундаево: оно тянется по реке Вологде в один ряд, посреди оного церковь большая, с высокою колокольнею и большим колоколом; в селе этом крестьяне весьма зажиточные, есть и богатые, и от него, вниз по течению реки Вологды, на весьма большое пространство нет не одного жилья. Причиною тому то, что весною, во время водополья из Вологды, барки плывут не по течению в Архангельск, но по-компасу, так как вода гораздо превыше берегов: Северная Двина потопляет Сухону, а Сухона Вологду, от чего и происходит такое необычное возвышение воды над уровнем.
Город сообщается с заречьем двумя мостами, которые я застал еще пловучими; а при Губернаторе Брусилове они устроены на плашкотах, и мои сограждане смотрели на них, как на некое диво.
В 1830 годах в Вологде строения были большею частью деревянные, а за рекою по набережной почти все дома были каменные, купеческие, а на двух дворянских улицах, Владимирской и Екатерининской (названых так по именованию двух церквей, на них находящихся), каменных домов не было. Между Владимирскою и Екатерининскою улицами протекает река Золотуха, чрез которую перекинут мост деревянный, называемый Березовым, так как в прежнее время здесь был березовый лес. Близ Владимирской дворянской улицы, в углу, на площади, я застал еще одну из башен, называвшуюся пороховою, остаток древних укреплений; впоследствии эта площадь была обращена в общественный городской сад.
В Вологде два собора, два монастыря и сорок две церкви.

С о б о р ы.


I. Собор кафедральный, во имя Св. Софии Премудрости Божией, каменный, пятиглавый, холодный. Заложен при Иване Васильевиче Грозном, в 1568 г., и сохранился в своем первобытном виде. В нем почивают мощи Св. Антония, Епископа Вологодского [Антоний I. хирот. 1586 г., Окт. 11-го, из Игуменов Троицкого Болдина монастыря, ум. 1588 года, Окт. 26-го.]; погребены и другие, именно Киприан [Киприан хирот. 1547 г., Генв. 30-го, из Игуменов Московского Богоявленского монастыря.], Иоасаф [ИоасаФ II хирот. 1604 г., из Игуменов Кирило-Белозерских.], Корнилий [Корнилий хирот. 1620 г., ум. 1625 года.], Нектарий [Нектарий, Грек, из Архимандритов Цареградского Патриархата, хирот. 1624 г., ум. 1626 года.], Гавриил [Гавриил хирот. 1685 г, сент. 8, из Архимандритов Новоспасского монастыря, ум. 1707 г.], Павел [Павел хирот. 1716 г., Генв. 29, из Иеромонахов Адександроневских, ум. 1725 года.], Пимен [Пимен II Савелов хирот. 1740 г., Июня 29, из Архимандритов Ипатскаго мон., ум. 1752 г.], Иосиф [Иосиф Золотой хирот. 1761 г., Декабря 16, из Архимандритов Высоко-Петровского монастыря, ум. 1774 г., Декабря 26]. Некоторые из них прославились чудесами.
2. Собор теплый, во имя Воскресения Христова, строен в 1772 г.; по своей архитектуре напоминает постройки известного Растрелли, высокий, одноглавый. В нем чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих. Северною своею стороною этот собор вдался в ограду, окружающую Архиерейский дом; она походит на Московскую Кремлевскую стену. Имеет, полагаю, в окружности саженей до 300. Изнутри двора к ограде пристроены службы, а к северной стороне каретные сараи и другие кладовые с узенькими окнами, выходящими на улицу.
Помню, что в моем детстве, проходя мимо этих окон, я весьма любил останавливаться перед ними, рассматривать находившиеся в сараях старинные золоченые Архиерейские колесницы и древние весьма узкие колокола, перелитые, как я слышал, в новые только в недавнее время.
Величественный Архиерейский дом древнего Русского зодчества, извне красный с белыми лепными украшениями, стоит на площадке внутри двора. Сени Архиерейского дома весьма обширны: налево вход во Владыкины покои, а направо - в крестовую церковь и также в Консисторию, и длинные переходы, посредством которых дом соединяется с колокольнею и с зимним Собором. Колокольня шатровая, не слишком высока, но очень широка; звон прекрасный; всех колоколов 35. В недавнее время новая колокольня выстроена на другом месте. Должно отдать полную справедливость прекрасному устроению этих покоев, весьма удобных для Владык. С полуденной стороны ограды, извне ее, к ней примыкал древний Архиерейский сад, обнесенный особою оградою, и в черте оной довольно обширный пруд. К сожалению, в 1870 годах вековые деревья были уже все порублены.
Для летнего жительства Архиерей имеет загородный дом в селе Ананьине, в нескольких верстах от города.
Я застал еще в Вологде Преосвященного Онисифора [Онисифор (Боровик), в 1788 г. - священник, в 1796 году - протоиерей, в 1808 г. - старший благочинный армии, в 1814 году пострижен, февраля того же года - епископ Вологодский; 1827 г., Ноября 28, - еп. Екатеринославский; ум. 1828 г., Апреля 20.]. В 1814 году он находился на Венском Конгрессе, подписался и после того был сделан Епископом. Он был старец весьма благообразный, лет 60 или более; волоса имел черные с проседью; был невысокого роста, говорил негромко. Он каждое лето посещал Александра Семеновича Брянчанинова (отца Преосвященного Игнатия), жившего в своем имении, в селе Покровском, в 18 верстах от Вологды; карета Преосвященного была голубая, и если кто приглашал Преосвященного на отпевание покойника, то он за это денег не брал, а в замен их брал покровы для соборной ризницы.

М о н а с т ы р и.


Монастырей в Вологде два: 1, Спасо-Духов [Спасокаменный Духов на конце города при речке Золотухе, под управлением Архимандрита. В конце XVI века на этом месте была хижина, в которой жил преп. Галактион (в мире Гавриил, сын Боярина Князя Ивана Ивановича Бельского, казненного при Иване Васил. Грозном). В 1613 г. Литовцы и Поляки разорили Вологду и ее предместья, не пощадили келии Преп. Галактиона, которого мучили и били так, что он чрез три дня скончался, Сентября 24. Вологжане погребли тело его в его келии, где впоследствии устроена церковь во имя Знамения Пресв. Богородицы; существующая и до ныне. В начале ХVII века здесь устроена иноческая обитель, называвшаяся Галактионовою пустынею, которая и существовала до 1775 г. Когда знаменитый Спасокаменный монастырь, находившийся на Кубенском озере, сгорел, и все оставшееся имущество от пожара, а также мощи Св. Квязя Андрея Заозерского, в иночестве Иоасафа, ум. 1462 г., Сент. 10-го, были сюда перенесены, пустыня была переименована Спасо-каменным монастырем. Ныне здесь 2 каменные церкви, Соборная во имя Сошествия Св. Духа, а в оной мощи Св. Князя Андрея, и 2, Знамения Пресв. Богородицы, теплая, с двумя приделами, один во имя св. Кн. Ольги и Князя Владимира, а другой во имя Вел. Кн. Александра Невского.], мужеский Штатный 3 класса, и 2, Горний Успенский [Горний Успенский, называется Горним потому, что устроен на косогористом месте; там находятся две церкви, которые вместе: 1, Успения Божией Матери и Святителя Николая, с приделом Преп. Сергия Радонежского, и 2, церковь над вратами во имя Алексия Человека Божия; келии деревянные, а ограда каменная; все строено после пожара, бывшаго в 1762 году, Мая 29-го.], женский 3-го же класса, на конце города, в урочище, называемом Загородом, близ Ленивой площадки.
Послушники монастыря Св. Духа носят по большей части мирскую одежду и стригут свои волосы иногда до самого поступления в Монашество. Первый Архимандрит, которого я запомню, был старец о. Антоний. Его преемником был о. Архимандрит Виссарион, из ученых, молодой и весьма красивый; ему было лет 30; он был вместе и Инспектор Семинарии. В бытность Преосв. Онисифора его перевели в Архангельск, в Семинарию, а после того (в 1822 г.) он был удален на жительство в Соловецкий монастырь при известном Архимандрите Макарие [Макарий II-й 1818 года, на место Паисия, по Указу Свяшего Синода, произведен в Архимандриты из Иеромонахов Валаамского монастыря; ум. 1825 в Ноябре месяце.], который принял его, как родного сына, и старался, на сколько мог, облегчить участь и возвратить его на истинный путь монашенской жизни; о дальнейшей судьбе его мне ничего неизвестно.
Неподалеку от Успенского девичьего монастыря, на той же Ленивой площадке, находится прежде бывший Собор, весьма не обширных размеров; площадка называется Ленивою по тому, что, до основания еще города, на том месте был посад, куда съезжались на торг, но не всегда, по неудобству, лениво собирались, от чего и местность была прозвана Ленивою.
Несколько далее, на той же улице, в конце города, на ручье, именуемом Кайсаровым, находится Троицкая церковь [Ныне существующая церковь каменная, в которой почивают мощи Препод. Герасима, начата в 1717 году на иждивение прихожан: Марка, Ивана, Матвея Афанасьевых Колесовых, с прочими приходскими людьми, по благословенной храмозданной грамоте Преосвященного Павла, Епископа Вологодского и Белозерского (1716, ум. 1725).], в которой почивают мощи Преп. Герасима. Неподалеку от церкви и теперь еще находится деревянный дом, принадлежащий Пятышеву. Эта фамилия продолжается более 700 лет, со времени Преп. Герасима. В мою бытность эти Пятышевы имели прядильный завод. Предание говорит, когда Преп. Герасим пришел на Кайсаров ручей, эти Пятышевы были очень богаты и владели всем этим местом; они угодника Божия обижали и теснили, не давая ему распространяться, и он им сказал: «Будете вы долговечны, но будете ни богаты, ни бедны.»
В настоящее время эта местность скорее предместье, чем город, но прежде здесь было средоточие населения. Здесь неподалеку Убогий Дом, часовня, в которой, в четверток по Пятидесятнице (Семике), совершается поминовение по Белоризцам, по преданию чтимым жителями города. Кто были они, неизвестно; сохранилось только предание, что во время нашествия полчищ Шемяки, они защищаии город Вологду, спасли ее от врагов и стали с тех пор известны под именем Белоризцев. В мою бытность этот обычай был еще соблюдаем. Вот как рассказывает о сем событии А. Н. Муравьев, в своей книге: «Жития Святых Российской Церкви». В зимнее время наступил на Вологду Князю Дмитрий Шемяка, враждуя против Великого Кн. Василия Темного... Город трепетал, не имея силы противиться врагу; но благодать Божия покрывала осажденных. В наступившую ночь, благочестивая инокиня одного из монастырей Вологды удостоилась чудного видения: как будто великая заря возсияла окрест всего города, и в этом необычном свете шел к нему святолепный старец от той страны, где стояла обитель Прилуцкая. В то же время вышли к нему на встречу из дома скудельничего, где погребали странных, два световидные белоризца, и каждый из них на раменах нес большие древеса. Стены города колебались, как бы готовые пасть; белоризцы же, вместе со старцем, которого называли они Димитрием, обошли кругом города и, укрепив все четыре стены его, стали невидимы. На следующий день, молитвами Преподобных, укрепил Господь граждан Вологды: тучею стрел и камней отразили они приступ ратных от своих стен и отбили множество врагов, так что войско нечестивого Шемяки, простояв напрасно многие дни под стенами города, принуждено было возвратиться в город Галич, но и там постигло его поражение (см. Февраль месяц стр. 133: «Житие Преподобного Димитрия Прилуцкого).»


Ц е р к в и.


1. Собор Всемилостивого Спаса, называемый Всеградский, на площади, первоначально обыденный, срубленный по обету в один день во время моровой язвы в 1655 г., сильно тогда свирепствовавшей в Вологодской и сопредельных областях. Ныне здесь две большие каменные церкви, обе одноглавые, и большая колокольня. Икона, находящаяся в Соборе, замечательна тою особенностью, что Спаситель изображен совершено иначе, нежели как он обыкновенно изображается: в левой руке Он держит Евангелие, а правою, которая (не поднята к верху, но опущена), Он благословляет. Неподалеку от Собора улица, называемая Рощение, по тому что тут прежде существовала роща, в которой и была срублена прежняя обыденная церковь. Октября 18 совершается памятование дня избавления: бывает всенощное бдение, служит обыкновенно Архиерей; по окончании служения церковь остается полна народу до утрени и до ранней обедни, потом расходятся по домам, а к поздней литургии собирается опять множество богомольцев. Впрочем, это не единственный случай, что всю ночь проводят в церкви на молитве, это повторяется и в другие праздничные дни.
2. Воскресение Христово на Ленивой площадке; церковь двухэтажная, пятиглавая, небольшая, бывшая в прежнее время кафедральною.
3. Преображения Господня, близ Пятницкого моста, пятиглавая, небольшая, трехпрестольная.
4. Спаса Нерукотворенного Образа, на площади, двухэтажная одноглавая; колокольня с высоким шпилем. (В этом приходе я родился).
5. Вознесения, на горе, близ Рыбного ряда, церковь одноглавая, небольшая. Близ этой церкви теплый Гостинный двор, в котором торгуют только однажды в год, во время ярмарки.
6. Рождества Богородицы, на кладбище, при Пошехонской дороге, каменная двухэтажная, сверху колокольня. На этом кладбище погребены мои родители. Вблизи оного кирпичный завод.
7. Рождество Богородицы, на верхнем долу, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
8. Рождества Богородицы, на нижнем долу, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
9. Владимирской Божией Матери, холодная, пятиглавая, теплая одноглавая, колокольня отдельная на дворянской Владимирской улице.
10. Донской Божией Матери, одноглавая, небольшая, трехпрестольная, близ Владимирской дворянской улицы, на Обуховской улице. Здесь был дом моей бабушки, Ирины Ивановны, существовал из рода в род более 200 лет; в 1840 годах ее сын, а мой дядя, к сожалению, перенес его на новое место и перестроил.
11. Покрова Пресв. Богородицы, близ Собора, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
12. Покрова Пресв. Богородицы в Козленах, одноглавая, небольшая трехпрестольная.
13. Казанской Божией Матери, близ Собора, на горе, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
14. Иоанна Предтечи, на Сенной площади, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
15. Св. Апостол Петра и Павла, у Московской заставы, близ нового острога, небольшая. Близ этой церкви дом знаменитого купца Митрополова; жена его по Преображенскому кладбищу, была единственною раскольницею во всем городе. А по Рогожскому кладбищу был дом известных богачей Кокоревых; у них была своя часовня и свое кладбище. В мою бытность умер старший из братьев В. И. Рассказывали, что перед смертью его жгли соломою, дабы очистить от грехов. Дом Кокоревых был хотя не по церкви, но благотворил всем очень много.
16. Иоанна Богослова, близ Ленивой площадки, пятиглавая.
17. Пророка Илии, пятиглавая, рядом с предыдущею, там же.
18. Михаила Архангела, пятиглавая, там же.
19. Царя Константина и Елены, двухэтажная, пятиглавая, там же.
20. Архангела Гавриила, на Ленивой площадке, одноглавая, небольшая, трехпрестольная.
21. Св. Живоначальной Троицы, одноглавая, трехпрестольная, небольшая. Здесь почивают мощи Преподобного Герасима, на Ленивой площадке.
22. Св. Димитрия Солунского, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, там же.
23. Св. Параскевы Пятницы, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, близ Соборной стены.
24. Благовещения Пресв. Богородицы, одноглавая, небольшая, трехпрестольная; колокольня высокая со шпилем, близ торга. Я застал тут рядом была еще деревянная церковь Бориса и Глеба и помню когда ее ломали. Эту местность занимала прежде Солдатская слободка; при Губернаторе Брусилове ее перевели на Татарские горы. Татарские горы так названы по тому, что канал копали пленные Татары по взятии Казани, в приходе Николы на Глинках.
25. Св. Афанасия Александрийского, одноглавая, двухпрестольная, на Сенной площади.
26. Св. Великомученицы Екатерины, пятиглавая, небольшая, с высокой колокольней, близ Духова монастыря.
27. Святителя Николая, на Глинках, одноглавая, трехпрестольная; в этом приходе был дом моего родителя.
28. Святителя Николая Золотые Кресты, одноглавая, трехпрестольная, небольшая, близ Собора.
29. Святителя Николая в Слободе, одноглавая, двухэтажная, трехпрестольная.
30. Святителя Николая на Извести, одноглавая, трехпрестольная.
31. Св. Кирилла Чудотворца, на Семинарском дворе, одноглавая, двухэтажная, небольшая.
32. Св. Кирилла Чудотворца, в Рощении (см. выше), одноглавая, двухэтажная, небольшая.
33. Св. Феодора Стратилата, одноглавая, двухэтажная, небольшая, в Новинках.

Ц е р к в и   з а   р е к о ю.


34. Св. Апостола Андрея Первозванного, одноглавая, двухэтажная, большая, во Фрязинове.
35. Св. Димитрия Прилуцкого, пятиглавая, двухэтажная, трехпрестольная, небольшая, на Набережной.
36. Св. Иоанна Златоуста, теплая и холодная, каждая отдельно, одноглавые, большие, на Набережной.
37. Сретения Господня, пятиглавая, двухэтажная, трехпрестольная, на Набережной.
38. Св. Великомученика Георгия, две церкви, одна одноглавая, другая пятиглавая, колокольня отдельная; рядом с оною богадельня купца Николая Иванова Скулябкина.
39. Св. Леонтия Ростовского Чудотворца, пятиглавая, небольшая, трехпрестольная, у Леонтьевского ручья.
40. Св. Мученика Антипы, одноглавая, небольшая, трехпрестольная, близ Архангельской заставы.
41. Введения во храм Пресвятой Богородицы, кладбищенская, одноглавая, небольшая, трехпрестольная, строена Почетным Гражданином Афанасием Осиповым Витушкиным. При церкви богадельня, за Архангельскою заставою.
42. Иоанна Предтечи и Казанской Божией Матери, две отдельные церкви, одна одноглавая, другая пятиглавая, в Дюдиковой пустыне. По преданию, здесь в древности находилась обитель, приписанная к Николо-Угрешскому монастырю, но в 1651 году, отписана к посаду, а монастырю взамен оной дан в Боровском Уезде Кременской посад, числившийся за монастырем до 1763 года.

К р е с т н ы е   х о д ы.

В мою бытность в Вологде были следующие крестные ходы:
1. В Успеньев день из Всеградскаго Собора в Софийский Собор.
2. Октября 18 день, Св. Евангелиста Луки, в память избавления от моровой язвы, из Софийского Собора в Собор Всеградский.
3. В Духов день, из Всеградского Собора в Духов монастырь.
4. Июня 9, в день Св. Димитрия Прилуцкого в Прилуцкий монастырь.
5. Июня 24, в Дюдикову пустынь к Иоанну Предтечи.
6. Июля 5, в Горицкий Девичий монастырь (или Горний Успенский, см. в.)
7. В Преполовение, из Софийского Собора около города.
8. В Богоявление, из Софийского Собора на реку.
9. Августа 1, из Софийского Собора на реку.
10. Июля 8, из Всеградского Собора к Казанской по городу.
11. Июля 20, к Пророку Илии.
12. Августа 6, к Преображению.
13. Августа 19, к Донской Божией Матери ко Власию.
14. Августа 26, ко Владимирской, на Дворянской Владимирской улице.
15. Августа 29, к Иоанну Предтечи на Сенной.
16. Октября 1, к Покрову Пресвятой Богородицы в Козлену.

О б щ е с т в е н н ы е    з д а н и я.

1. Духовная Семинария и Училище, бывшее в прежнее время Подворьем Кирилло-Белозерского монастыря; при вратах церковь Препод. Кирилла, двухэтажная, снаружи со двора на оной Чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На берегу Вологды, с Семинариею рядом:
2. Губернаторский дом.
3. Чрез улицу Присутственные Места, выстроены глаголем, обширное здание, бывшее подворье Соловецкого монастыря, оно после сгорело.
4. Губернская Гимназия для Дворян, а напротив находится плац-парад и гауптвахта.
5. Ряды (лавки) каменные, весьма обширные, расположены по обоим берегам р. Золотухи, чрез которую перекинут каменный мост; на четырех углах оного четыре каменные башни, и к ним примыкают обширные ряды в виде четырех полукружий.


Д  о м а.

Я застал только уже немного домов прежнего построения. Бревна выбирались самые толстые, и домы эти строились по своему расположению совершенно отлично от теперешних: двухэтажные по лицу на пятирике, т.е. на 5 саженях; внизу подклеты без окон с улицы, а только со двора два маленьких окна со слюдными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В длину дом имеет от 10 до 15 саженей, и разделялся на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная на двое, в большой половине два окна; а другая кухня с Русскою печью. К избе приделывается голбец, ход в подполье, нечто в роде чулана, а вверху были поделаны палати; вокруг стен лавки; в переднем (красном углу) божница, и перед нею стол. Над лавками по стенам полки для шляп, книг и всякой поклажи и назывались они воронец. В задней части дома была точно такая же большая квадратная изба, которая называлась _горница_, всегда холодная, без печи, с большими слюдными окнами; лавки и потолок крашены. Третью, среднюю, часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы, одна в горницу и одна в избу. Во всю длину сеней были чуланы. Со двора пристроивалось крыльцо под навесом. Крыши остроконечные были крыты по скале тесом; ворота крытые, с коньком и калиткою, на которой толстое кольцо, чтобы ударяя им по бляхе, пришедший возвестил о своем приходе, и тут же веревочка, проденутая в дверь, посредством которой отдергивали щеколду и входили во двор, к ночи же запирались засовом. На каждом дворе был свой колодезь; воду доставали очепом; везде своя баня, свой огород. Дома по улице не были в одну нить, но которые выдавались, вперед, а иные вдавались назад. Я застал еще в употреблении деревянную черепицу. Прежние, старые улицы были весьма узкие, кривые и грязные.
В мою бытность, до 1830-х годов, одни только площади были вымощены камнями, а улицы и тротуары деревом; столбики и жерди между ними росписаны были вкось полосками белыми и черными. На перекрестках были будки, в которых в торговые дни собирали с проезжавших на торг с товаром по четыре камня с лошади, или же деньгами, в пользу города на мостовые, и выдавали билет.
Общественных увеселений не было. В Семик собирались несколько среднего сословия людей на поляну за городом, и еще на Троицкой недели, на парадное место, где вокруг катались в экипажах; еще катались на Масляной: вот и все увеселение. Я помню, что до моего вступления в монастырь, два раза приводили верблюда, приезжал восковой кабинет, кукольная комедия, и два раза было конское ристалище. Во всем городе был всего только один трактир, Архарова; внизу была харчевня, а вверху самый трактир, о 3-х окнах. Ходить туда почиталось зазорным, и человека, побывавшего там, почитали человеком потерянным.
В древнее время, при дедах наших, Вологда вела значительную торговлю с Сибирью, торговала мехами, белкою, кошкою и тканью, называемой китайка; впоследствии торговала хлебом с Архангельском, где были торговые домы, ныне перенесенные в самую Вологду.
По устройстве Шекснинского канала Вологда стала торговать с С.-Петербургом, но не в больших размерах.
Значительных заводов и фабрик нет, что весьма ощутительно для небогатых людей низшего звания, не имеющих постоянного ремесла. Особенных местных произведений нет, кроме Прилуцких калачей, которые пекут из очень темной пшеничной муки. В зимнее время в Вологду приезжали из Архангельска Архангельцы и Поморцы в длинных и узких санях наподобие лодки, привозили с собою на возах сельдей, а когда им ехать в обратный путь, накупят Прилуцких калачей и везут их за 1000 верст. Торговых дней в неделю три: Понедельник, Среда и Пяток, а ярмарка продолжается целый месяц, с 1 Генваря по 1 Февраля.

М о е    с е м е й с т в о.

Родитель мой, Дмитрий Афанасьевич Мясников, имел еще брата, Ивана Афанасьевича, и 6-ть сестер, из которых одна не была в замужестве. Матушку звали Евдокия Петровна. У нее был брат, Александр Петрович; матушкина мать называлась Ирина Ивановна, а старший брат ее Федор Иванович Скулябин. Дед мой (матушкин отец) Петр Александрович Сурин, вместе с Федором Ивановичем Скулябиным, жил в прикащиках у Ивана Максимовича Рыбникова: они езжали в Сибирь. На возвратном пути из Сибири дед мой Сурин умер. Бабушка Ирина Ивановна, овдовевши в молодых летах, осталась с своими двумя детьми жить у своей свекрови, которой имя было Наталия; она была женщина благочестивая, самых строгих правил, соблюдавшая все обычаи того времени. У ней был брат, Алексей, холостой человек, весьма благочестивый, средних лет, болевший помер, и когда пришли Священники для выноса тела, он ожил и жил до 40 дня, сидел у окна, подавал милостыню и ничего не говорил. Матушка осиротела, будучи еще в пеленках; бабушка же была еще очень молода и собою весьма красива, и потому свекровь ее имела за нею самый строгий и бдительный надзор, доходивший иногда до того, что когда бабушкина свекровь отлучалась куда-нибудь из дома, то оставляла в пробоях дверей некоторые заметки, дабы увериться, что никто не приходил к ее снохе во время ее отсутствия. Она ежедневно ее журила, и часто, казалось, без всякой причины, так что бабушка немало поплакала от нее. Когда мать ее приходила навещать мою бабушку, она не раз жаловалась ей, что от свекрови ей совсем нет житья. Вот та и станет ее усовещевать, и говорить ей: «Матушка сватьюшка! За что это ты мою Оринушку все забижаешь? Она и без того все горюет: не оплакала горюшка, что мужа лишилась, а ты вот все еще ее журишь?» А свекровь-то и отвечает ей: «Эка ты, сватьюшка, недогадливая какая: что ж не знаю что ль разве я, что подчас и вовсе даром журю Оринушку; да это для того, что она молода и гожа, так чтобы дрянь в голову не лезла!»
Вот какова была в то время у нас в Вологде зависимость от старших в семействе!
Бабушку я зазнал, когда ей было уже лет 70; роста она была высокого, стройная, полная; наряд носила старинный: юбку, душегрейку, воротушки (т.е. широкие рукава), на голове фату, а сверху чабак (шапку) с собольим, или куньим, околышем, а дома у себя кокошник с повязкою.
Матушка была роста среднего, худощава, и как я стал помнить себя, всегда хворала от боли в желудке. Я застал еще в моем детстве, она носила старинное русское платье, а впоследствии заменила оное обыкновенною одеждою.
Батюшка был небольшого роста, волоса и борода черные с проседью; характера он был крутого, к торговле способный; больших денег не имел, но жили мы хорошо. Он женился в 1790 г., имея от роду 30 лет, матушке было ровно в половину. Я застал еще тот кафтан, в котором венчался батюшка: суконный, бирюзового цвета с шелковыми петлицами. Кафтан этот прежде того принадлежал городскому Голове, Рыбникову, который также в нем венчался.
Горожане того времени ходили по будням преимущественно в лаптях, а в праздник надевали коты с красною оторочкою, шляпы носили поярковые, а шапки зимою высокие, бобровые, наподобие и ныне еще употребляемых белым духовенством; но бывали еще и другого рода, также высокие с разрезом на околыше и с тремя бантами.
Тулупы были по большей части черные, или красные, калмыцкие, крытые цветным иностранным сукном с косым воротом и с широкою бобровою опушкою. Кушаки употреблялись шелковые двуличневые, длинные, из крученого шелка с кистями; перчаток не носили, но замшевые рукавицы. Пришедши к кому-нибудь в гости в дом, ни тулупа, ни кушака, не снимали, хотя пришлось бы пробыть в гостях и целый день, и за обедом оставались в тулупе и в кушаке. Входя в комнату платок вынимали из шапки и клали за пазуху, а уходя опять клали в шапку. Калош в употреблении не было, а летом носили или кафтан, или халат с тем же поясом, и тоже не снимали; часов карманных не носили; молодые люди табак курить стыдились. Варили брагу, пиво и меда, и это повторялось не только при браках, но и при храмовых праздниках. В праздники храмовые единожды в год созывали всю родню и пировали по нескольку дней, в именины два дни, на помин родителей по одному дню: поминовение родных было крепко усвоено. Виноградных вин, кроме свадеб, за столом не употребляли, а знали только романейку, т.е. простое вино, чем-нибудь настоенное. За стол садились по чину родства, что наблюдали строго; я помню был один случай, что из этого вышла ссора.
Яств не разнообразили, и во всех домах подавали все одно и то же. Вот что составляло праздничный стол: 1. Рыбник, т.е. пирог (не из сдобного теста), в который запекалась рыба, преимущественно семга, без фарша; рыбу едят с хреном, а корки делят по числу присутствующих лиц. В Великий Пост рыбник заменялся пирогом с губиной, т.е. с грибами, а в имянины имянинные пироги бывают подовые сладкие. 2. Студень с квасом и хреном, в постные дни щука. 3. Щи с говядиной, или похлебка с курицей, в постный день уха, непременно две, одна окуневая, а другая: или язевая или налимья; уху заправляют обыкновенно маслом с луком, с уксусом и с мукою. 4. Жаркое, одно плечо баранье, или курица, другое бок с кашей. 5. Каравай сдобный с курицею, а в пост с рыбным фаршем. 6. Сладкие пироги, круглые, на больших блюдах, один или с малиной, или с черникой, другой с изюмом, или с коринкою; ежели обед поминовенный, то прибавляются еще блины и кисель.

Б р а ч н ы е    о б р я д ы. На смотр невесты к ней с женихом приезжают отец его и мать, и это бывает без огласки, в тайне; а когда ударят по рукам, то тут у невесты и благословляют их отец и мать невесты. В следующий праздник, или воскресный день, жених должен ехать к невесте с пряником, величиною в аршин, или более, и весом около пуда. Эти пряники делаются по заказу и по особой форме: в средине двуглавый орел, а кругом, по кайме, птицы и рыбы. На этот пряник насыпают конфекты и, кроме того, жених должен положить на него материю для подвенечного платья. Самый пряник не трогают до дня свадьбы, а конфектами потчивают девушек, гостящих у невесты, иногда недели по две. В продолжении всего этого времени жених каждый вечер посещает невесту и привозит с собою какого-нибудь молодого человека из своих друзей.
В день бракосочетания, за несколько времени до самого венчания, жених должен прислать невесте зеркало, мыла, духов, румян, белил и кого-нибудь, кто бы мог убрать невесте голову. В определенное время за невестою приезжает поезд: в первой повозке Священник и дружка жениха, во второй Тысяцкий и Боярин, в прочих свахи и остальные поезжане. Все садятся за стол, который набран, на нем хлеб-соль и многое другое, но угощения нет. Тогда приносят аршинный пряник (что с орлом): дружко начинает резать на части, средину подносят невесте, а прочие части всем гостям по старшинству, и при этом отец невесты обязан обдаривать всех поезжан. В богатом доме дарят сукнами и материями; те, которые победнее, дарят платками. После того отец и мать благословляют невесту, и она прощается со всеми домашними. Священник надевает епитрахиль и с крестом в руке опять садится в коляску, в которой приехал, а с ним вместе едет и мальчик, который везет невестину икону. За ними, во второй повозке, следует невеста с жениховою свахою, а потом все прочие.
Отпустивши невесту в церковь, отец ее и мать становятся у себя дома на молитву. Как скоро окончилось венчание, все едут в дом к жениху: молодые едут вместе, а их встречают свекор и свекровь с хлебом и солью. Поставляют чай и рыбник, и посылают экипаж за тестем и тещею, и пока, они не приедут, пир не начинается.
Вечером, когда после пира все станут разъезжаться по домам и молодых отводят на подклеть, свекор и свекровь благословляют их иконою и выражают им всевозможные благожелания на новую жизнь. Обе свахи раздевают молодую, а когда молодому придет время разуваться, то сапог с него должна снимать молодая, причем из сапога сыпятся деньги, и их она берет. На утро около полудня молодых водят в баню, а к их выходу теща должна прислать им на нескольких блюдах блины, но тут бывает и рыбник и разное другое печение, едва не целый обед. Свадебное празднество продолжается первые два дня в доме у молодых, ежели не Среда, или не Пяток, которые пропускаются, а следующие два у тестя с тещею. В следующее Воскресенье бывает вывод молодых в церковь, и этим днем заканчиваются все свадебные торжества, и после того они объезжают родных и знакомых.
При погребениях в Вологде существует совершенно местный обычай: когда несут покойника в церковь и на кладбище, на колокольнях перезванивают, а крышу несут впереди и закрывают гроб уже на могиле.